Стихотворные размеры

Краткая подборка определений всегда под рукой.


Что такое логаэд? Логаэд-стихотворный размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. К слову, самый хрестоматийный логаэд проходят в школе ― это «Онегинская строфа». Логаэдическая поэзия относится ко второй стадии развития греческого стихосложения, силлабо-метрической, которая является переходной от ранней силлабической к поздней почти полностью метрической. Набор ранних логаэдических размеров был пополнен позднейшими греческими поэтами (напр. Асклепиадом, Фалекием); еще позже логаэды были воспроизведены в латинской поэзии Катуллом, Горацием, Марциалом. Традиция перевода логаэдов на русский язык установилась в начале XX в.; долгие слоги передаются ударными слогами, краткие — безударными.


Что такое ямб?

Ямб в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым или сильным временем начиналась музыкальная фраза. Однако, по тогдашним воззрениям, ямбический и трохеический (хореический) ритмы могли быть обращены один в другой путем добавления или уничтожения начального арсиса (краткого слога). Это, конечно, лишь вопрос обозначения, который не позволяет заключить о том, с каким ритмом имеем дело в данном случае — восходящим или нисходящим. У древних метриков ямб и хорей объединялись под именем стоп, имеющих ямбический ритм, на том основании, что ямб чаще встречался (и встречается, разумеется), нежели трохей. Эксперимент показывает, что изохронизм стоп достигается лишь при нисходящем, трохаическом ритме, где, — в случае ямба, — неударный слог должно считать безударным приступом (анакрусой). Статистическое обследование показывает, что в нашем ударном четырехстопном ямбе первый неударный слог представляет собою нечто совершенно отдельное от строки и вполне заслуживает названия анакрусы, как самостоятельное целое. Так называемые спондеи в ямбе почти исключительно находятся на первой стопе (79% всех учтенных нами спондеев на полтора десятка тысяч строк ямба), обилие употребляемого при этом слова «в» близит эти стихи к формоупотреблению хореев. В случае хориямба, за единичными, почти небывалыми в классическом стихе (и сравнительно редкими у футуристов) исключениями, хориямб всегда пользовался слором «в», давая схему:

⌣ | ⌣ ⌣ — ⌣ — ....

Формоупотребление таких хориямбизованных строк начисто совпадает с формоупотреблением хореических. Если обозначим четыре формы двудольной (ямбической, анакрусу не отмечаем) четырехстопной строки с ускорением на первой стопе по ее слорам, получим:

1| А — а а ... ⌣ ⌣̲ ⌣ — | ⌣ — | ⌣

2| A — a b ... ⌣ ⌣̲ ⌣ — | ⌣ — ⌣ | —

3| А — b а ... ⌣ ⌣̲ ⌣ — ⌣ | — | ⌣ —

4| A — b b ... ⌣ ⌣̲ ⌣ — ⌣ | — ⌣ |


Что такое хорей? https://vk.com/arsnoetica?w=wall-203316587_600

Амфибрахий https://vk.com/arsnoetica?w=wall-203316587_595

Дактиль https://vk.com/arsnoetica?w=wall-203316587_594

Анапест https://vk.com/arsnoetica?w=wall-203316587_592


Подробнее: https://dic.academic.ru/






28 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все