Направление Ars Philosophica

 

 

Ридинг-группа               

Семинар по чтению философских текстов                            

Медленное чтение, обсуждение,             

      материалы к идям и аргументам                   

С 6 октября в 19 часов до конца января раз в две недели,

всего 10 семинаров

читаем Жака Деррида - "Письмо и различие"

Стоимость участия за весь курс: 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для семинара желательны знания по современной философии

"Философия образности:

от античных практик созерцания

к современным инсталляциям"

Модули курса можно приобрести по подписке.

Напишите нам, если хотите присоединиться к группе осенью.

Кому может быть интересен курс?
Для художников всех стилей и направлений, для тех, кто экспериментирует с образами и ищет новые идеи в визуальных практиках.

Какие у студентов желательны предварительные знания?

Желательны знания в области истории визуальных исскуств и/или психологии творчества
Какие навыки обновятся в конце курса?
- умение ставить экспериментальные вопросы на стыке философии и творчества, рефлексировать над процессом творческой фантазии, находить новое в уже известном
- иметь представление о философском опыте теоретизирования прошлого, в результате которого создавались масштабные системы, влиявшие на жизнь общества
- больше знать о философии как практике активного созидания.

Каждое занятие сопровождается практическим заданием и дополнительным материалом к теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

Первый модуль (доступен по подписке) «Античные и средневековые практики созерцания»

 

1. Лекция «Видеть, понимать, познавать: метафоры и категории античной философии». Как процесс познания связан с внутренним и внешним зрением? Как в древности писали связи между  душой и телом? Можно ли мыслить и чувствовать одновременно?

2. Лекция «Искусство – это фантазия или откровение?». Мимезис в поэтике Аристотеля как психологическая и когнитивная установка. Всегда ли творчество связано с фантазированием?

3. Лекция «Правила обратной перспективы в религиозном искусстве». Семиотика и феноменология архаичных изображений. Как связаны рефлексия и визуализация? Внутреннее созерцание в религиозном опыте.

3а. Текстологический семинар. Творческое задание.  

4. Лекция «Образ и движение: что означает непосредственность созерцания в античной традиции?». Внутреннее и внешнее: речь и образ. Память, внимание, концентрация – есть ли различия между реальным и воображаемым?

Второй модуль (доступен по подписке) «Современные концепции и метафоры визуального»

1. Лекция «Феноменология образа». Сознание образа, фантазия, воображение – есть ли путь к реальности в нашем мышлении?

2. Лекция «Образ и время: возможна ли визуализация без движения?» Длительность, дискретность, непрерывность. Монтаж как философская метафора.

3. Лекция «Философия и кинематограф: возможна ли чистая фантазия?». Философские теории 20 века об эволюции визуального искусства. Образ, миф, иллюзия. Творчество как мимезис и как симулякр. Постмодернистская философия.

3а. Семинар по текстам. Презентации участников.

4. Лекция «Почему современные инсталляции совершенно невозможно смотреть?». Технологии (создания) впечатлений – логика смысла 21 века. Глубина и поверхность, сознание и бессознательное. Завершенность формы и бесконечность энергии.

Третий модуль «Топология и философия в антропологии образа»

9 июня. Лекция «Знак, символ, образ. Язык и бессознательное». Структура знака и символа. Введение в семиотику аффекта.

16 июня. Лекция «Топология в психоанализе: пространство (без) образа». Фантазм, фантазия, воображение - одинаковы ли по форме или по "генетике"? Психоанализ как философская теория. З. Фрейд и Ж. Лакан.

23 июня. Семинар по текстам. Творческое задание. 

30 июня. Лекция «Семиотика и психоанализ». Нарративы и образность. Структура и спонтанность.   

7 июля. Лекция «Феноменология и семиотика в 21 веке». Итоговый семинар. 

 

Преподаватель: Татьяна Валерьевна Литвин,

кандидат философских наук (СПбГУ), доцент,

автор монографии и порядка 50 научных статей

по философии времени, истории философии

и философской теологии,

руководитель проекта "Арс Ноэтика".